03.09.2021
Конфликты в школе – явление часто встречающееся и многоплановое. Нередки случаи, когда педагогу (классному руководителю) приходится быть в роли психолога для их урегулирования. В связи с чем мы предлагаем Вам небольшую «шпаргалку» правильных действий при урегулировании конфликтных ситуаций.
Безусловно, конфликты между одноклассниками возникают в каждом классе и являются одним из самых трудных периодов в школьной жизни. Ведь не все дети могут с ними справиться, особенно в подростковом возрасте. Да и сами причины конфликтных ситуаций у современных подростков достаточно обширны. Это и борьба за власть (соперничество), личная неприязнь к некоторым ученикам, которая выливается через оскорбления, сплетни и игнорирование, а в условиях дистанционных форм обучения – еще и в кибербуллинге (блокировка в социальных сетях, исключение из различных групп в мессенджерах и «травля» в комментариях).
Как же педагогам конструктивно решать подобные разногласия? Во-первых, следует помнить, что многие конфликты дети могут решить самостоятельно, без помощи взрослых (родителей, педагогов). Например, представьте себе ситуацию:
«Коля и Вася сидели за одной партой на третьем ряду. Но в один из дней освободилось место на первой парте перед учителем. Коля и Вася стали спорить, кто же займет это место. Коля говорил, что он хорошо учится и хотел бы сидеть там, а Вася – что у него стало садиться зрение и ему будет проще видеть написанное на доске».
Таким образом, вышеуказанная ситуация может являться конфликтной, т.к. между учениками возник спор, предметом которого стало «место за партой перед учителем». И подобный конфликт «ученик-ученик» - вполне нормален для налаживания человеческой коммуникации. Так разрабатываются их социальные навыки, которые пригодятся в будущем. Педагогу, в таком случае, подключаться не стоит, т.к. ученики могут решить ее сами. Но если конфликт перерастет в физическое или психологическое давление участников, тогда без участия педагога в урегулировании не обойтись. В таком случае, важно наблюдать и спрашивать обоих участников конфликта о причине возникновения разногласий (избегая оценивания или принятия чьей-то стороны) и создать такие условия, чтобы ученики самостоятельно пришли к единому решению.
Основные правила поведения педагога в конфликтной ситуации «ученик-ученик»:
1. Не стоит расширять предмет спора
Для того, чтобы понять причину разногласий – необходимо уточнить ее у
участников конфликтной ситуации. Так она обретет более конкретную
формулировку. Например, в нашем примере про Колю и Васю, которые
пытаются поделить место – причиной будет являться именно «место за
партой», а не «плохое отношение друг к другу».
2. Придерживайтесь правила «малое количество претензий за один раз»
Старайтесь заранее договориться с обучающимися, которые находятся в конфликтной ситуации, чтобы они высказывали не больше одной претензии в адрес другого. Ведь многочисленные претензии под собой подразумевают, что другой начнет сначала оправдываться, а потом точно так же искать обвинительные факты в адрес говорящего. Поэтому сразу же вводите правило «не более одной претензии».
3. Поддерживайте атмосферу доверия
В ситуации конфликта обучающиеся находятся в напряженном эмоциональном состоянии: могут переживать, испытывать страх и агрессию к другому. Поэтому важно, чтобы сам педагог, принимающий участие в урегулировании конфликта, был в спокойном состоянии, говорил некритично и без оценочно, давая возможность участникам конфликта высказать свою позицию относительно сложившейся ситуации. Разбирайте конфликт индивидуально и только с теми обучающимися, которые являются участниками конфликта. При этом очень важно обращаться к ученикам только по имени (а не по фамилии!), чтобы они почувствовали атмосферу доброжелательности и доверия.
Кроме того, для создания доверительной обстановки не стоит привлекать для решения конфликта третьих сторон, если Вы понимаете, что можете справиться с данной ситуацией самостоятельно (без директора, специалиста по воспитательной работе и др.).
Но! Если ситуация выходит за пределы Вашей компетентности, или угрожает жизни и здоровью обучающихся – необходимо действовать согласно инструкции по решению конфликтных ситуаций в образовательной организации и обязательно поставить в известность руководителя.
4. Старайтесь помочь прийти к позитивному решению конфликтной ситуации
Если обучающиеся не могут прийти к позитивному решению, задача педагога - немного помочь им в этом: вести открытый диалог с участниками конфликта, постараться собрать весь объем информации о сложившейся ситуации и помочь детям разобраться в ней. Главное, чтобы обучающиеся САМОСТОЯТЕЛЬНО попытались найти выход из нее.
Не давайте им уже готовый вариант! Только помогайте прийти к нужному конструктивному итогу, через выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Не стоит забывать, если Вам не удается разрешить сложившийся конфликт, то можно привлечь других специалистов образовательной организации. Возможно, обратиться к педагогу-психологу за консультацией, социальному педагогу, получить методическую помощь в ППМС-центрах от специалистов-конфликтологов.
Также предлагаем Вам ознакомиться с инфографикой по направлению «Как распознать конфликтную ситуацию и справиться с ней» по следующей ссылке: https://nashi-deti66.ru/media-galereya/kak-razreshit-konflikt/.
В любом случае, полностью избежать конфликтных ситуаций в детском коллективе практически невозможно. Но обучающихся всегда можно направить в нужное русло, переведя деструктивное противостояние в конструктивное, тем самым научив их самостоятельности в разрешении подобных ситуаций, что очень пригодится им в дальнейшей жизни.
Старший методист Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Наталья Викторовна Новосад
г. Екатеринбург