Профилактика жестокого обращения и насилия. Буллинг

01.09.2022

В нашей стране физические наказания до сих пор являются обычной практикой. Существует достаточно много родителей, которые искренне считают, что физические наказания – наиболее эффективный и быстрый способ воспитания. Некоторые из них считают себя обязанными принимать такие меры ради ребенка, хотя часто сами расстраиваются после наказаний. (Так часто можно услышать от родителей: «Бью и плачу»). Конечно же, во многих случаях при физических наказаниях дети не получают серьезных травм, однако даже в таких случаях, наказания всегда имеют те или иные психологические последствия.

Последствия «обычных» физических наказаний:

*  Довольно часто «обычные» физические наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии  не соизмеряют силу наказания, иногда нанося ребенку серьезные травмы.

*  Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий – это в свою очередь приводит к нанесению тяжелых физических повреждений ребенку и психологической травмы. Также с усилением наказаний растет чувство беспомощности и отчаяния у родителя.

*  Наказание всегда имеет более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит уроки), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а также может способствовать повышению агрессивности.

*  Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.

* Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:

- Люди, которые вас больше всего любят – это те, которые вас бьют.

- У вас есть право бить других членов семьи.

- Вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие методы не действуют.

(Например, нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!». Вряд ли ребенок поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания)

*  Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям. Статистика говорит о том, что каждый второй ребенок, которого серьезно били родители, в свое время сам ударит родителя.

Для детей прямыми психологическими последствиями физических наказаний в семье являются выраженные негативные эмоции:

-страх,

-тревога,

-растерянность,

-беспокойство.

Отсроченные во времени последствия в основном выражаются в задержке психического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности, усилении проявлений гиперактивности.

У многих детей, которых физически наказывали, появляется энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п.

Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

Применяя наказание, необходимо помнить:Хочу такой сайт

·       Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Наказывающий не должен забывать о том, что нельзя травмировать психику ребенка. Наказание должно тормозить социально не одобряемые нормы поведения.

·       Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли,

что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

·       За один раз - одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый.

·       Наказание - не за счет любви: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

·       Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, сломал), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

·       Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

·       Без унижения! Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

·       Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не вашего гнева, а вашего огорчения.

·       Всегда соблюдать позицию «Я взрослый». Взрослый должен уметь справляться со своими импульсами, так как вероятность несправедливости при спонтанном наказании очень велика.

·       Важно придерживаться правила: можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком.

·       Помните, что самое эффективное воспитание – это воспитание личным примером. Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».