07.03.2019
14.04.2020
Уважаемые родители! Информируем о том, что на главной странице сайта Министерства образования и молодежной политики Свердловской области создан раздел "Образование детей с особыми образовательными потребностями", где ежедневно размещаются методические и учебные материалы, презентации по реализации программ и организации досуга для детей с ОВЗ.
07.04.2020
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
В Свердловской области для родителей и обучающихся открыта "горячая линия" по вопросам психолого-педагогической поддержки в период действия ограничительных мер по распространению коронавирусной инфекции, а также по вопросам воспитания и развития детей. На вопросы детей и родителей ответят специалисты областных центров психолого-педагогического и социального сопровождения:
8-919-38-10-364 - специалисты ГБУ СО "Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Ладо"
8-900-201-05-43, 8(343) 213-45-43 - специалисты ГБУ СО "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Ресурс".
01.03.2019
1. Личность, ее рост и развитие
· Проблемы эмоционального характера (плохое настроение, душевный дискомфорт, страхи и др.)
· Недовольство собой, неприятие своей внешности, неуверенность
· Повышенная утомляемость, раздражительность, хроническая усталость, лень
· Чувство одиночества и сложности в выстраивании коммуникаций
· Развитие творческих способностей
· Возрастные кризисы
· Психологическая травма (насилие, болезнь, физическая травма, эмоциональное потрясение, стали очевидцем или участником ДТП)
· Проблема поиска смысла жизни, себя в этом мире
· Все виды зависимости (любовная, пищевая, компьютерная, токсическая, алкогольная, наркотическая) на ранней стадии формирования
- Развитие детей
· Диагностика психического развития детей и консультации родителей
· Коррекция и развитие познавательных функции: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, речи
· Неприспособленность ребенка к коллективу в образовательном учреждении
· Нежелание учиться
· Проблемы в выстраивании межличностных отношений
· Проявление агрессии по отношению к детям, взрослым
· Трудности подросткового периода
3. Сфера семейных и партнерских взаимоотношений
(Взаимоотношения в паре, «дети-родители», «муж-жена»)
• Поиск половины
• Сложности в общении и установлении доверительных отношений (с обеих сторон)
• Если родители «не понимают»...
• Если дети «не слушаются»...
• Ревность
• Конфликты
• Развод
• Потеря близких
4.Профессиональная сфера
· Самоопределение. Проблема выбора профессии
· Поиск работы
· Неудовлетворенность работой
· Разрешение конфликтных ситуаций на работе
· Обучение эффективному деловому общению
· Бизнес-консультирование
· Построение успешной карьеры
01.03.2019
Период адаптации ребенка к школе может длиться от полугода до года, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Рекомендации для родителей первоклассников на период адаптации ребенка к школе (на какие моменты стоит обратить внимание):
· Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
· Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность. Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.
· Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.
· У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
· Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.
· Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или - детский вариант - дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
· Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
· В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?
· Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
· В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
· Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.
Каковы признаки успешной адаптации?
1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
3. Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
4. Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку.
5. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
01.03.2019
Психологические особенности развития пятиклассника:
1. В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.
2. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений, формируется статус ученика в этой системе.
3. На эмоциональное состояние ребенка влияет то, как складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
4. В этом возрасте повышается тревожность, появляется неуверенность.
Возможные сложности при переходе в 5-ый класс глазами пятиклассников:
· очень много разных учителей (их надо запомнить и привыкнуть);
· непривычное расписание;
· много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
· новые дети в классе (сам ребенок новенький);
· новый классный руководитель;
· в средней школе дети снова самые маленькие, хотя в начальной были уже большими;
· проблемы со старшеклассниками (в буфете, в туалете);
Проблемы школьной адаптации:
1. Изменение условий обучения
Учась в начальной школе, ученик был ориентирован на одного учителя. Именно у него нужно было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ребенок, знал как ему помочь, ободрить, поддержать. Ребенок спокойно обучался, находясь в одном кабинете с одним учителем и все требования одинаковые. При переходе в 5-ый класс ребенок сталкивается со множественностью. Стало много учителей- предметников. Каждый предмет изучается в своем кабинете. Много новых ребят.
2. Период адаптации осложняют разные требования учителей
Каждый учитель предъявляет свои правила и требования. Один учитель просит завести тетрадь в клеточку. Второй учитель просит помимо тоненьких тетрадей в клеточку завести печатную тетрадь. Третий учитель просит завести тетрадь — словарь.
Чем можно помочь?!
· Увидеть «+» этих рассогласованностей. Ребенок учится учитывать все требования, соотносить их и преодолевать. А значит, учится взрослой жизни.
· Это учит подростка строить отношения со всеми людьми, т.е. учит быть гибким.
· Составьте совместное расписание с указанием всех особенностей выполнения задания.
3. Отсутствие контроля
У ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, т.к. У учителей много классов, и запомнить особенности всех детей он не может. Поэтому у ребенка возникает ощущение, что можно похалявить и остаться в общей массе незамеченным. С другой стороны появляется безнадзорность со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка при переходе из кабинета в кабинет. Поэтому некоторые дети начинают капризничать или бегать за кл. руководителем. А других детей свобода передвижения приводит к тому, что дети нарушают школьные правила.
Чем можно помочь?!
· Поговорите с ребенком о том, что он уже взрослый, а взрослого отличает от ребенка, конечно, некоторая свобода, но еще и ответственность за самого себя и свои поступки.
· Будьте терпеливее к детям. Чаще спрашивайте о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий, с учетом требований предъявляемых учителем.
· Помогите кл. руководителю организовать досуг (особенно на каникулах).
· Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся трудностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.
4. Практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, невыученные правила, неотработанные навыки и умения. Они накапливаются, как снежный ком. В начальной школе это сглаживалось индивидуальным подходом к ребенку. В средней школе, не усвоив тему, ребенок рискует не понять следующую. Отсюда и появляется неуспеваемость.
Чем можно помочь?!
· Просите ребенка объяснить, как он выполнил то, или иное задание, какое правило легло в основу выполнения упражнения.
· Если ребенок понимает все темы, а неуспеваемость остается, обратите внимание на развитие памяти, внимания, мышления.
Важно:
Продолжительная школьная неупеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением в коммуникационной сфере). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять своим возможностям и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила и ориентироваться в новых ситуациях.
03.04.2019
ВАЖНО ЗНАТЬ!Профессиональный психолог не дает готовых советов!
Обратившемуся за помощью человеку психолог создает условия для самостоятельного поиска выхода из сложной ситуации, опираясь на опыт, ценности и ресурсы клиента.
Психолог поможет клиенту:
- увидеть другие стороны его жизненной ситуации и реакции на них;
- установить связь между чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей жизнью;
- привести к пониманию того, что обычно ускользает от его взгляда;
- выбрать новые средства самопознания, самопринятия.
29.04.2019