Кабинет психолога

07.03.2019


КОГДА ОБРАЩАЮТСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПСИХОЛОГУ?

01.03.2019

1.    Личность, ее рост и развитие

·           Проблемы эмоционального характера (плохое настроение, душевный дискомфорт, страхи и др.)

·           Недовольство собой, неприятие своей внешности, неуверенность

·           Повышенная утомляемость, раздражительность, хроническая усталость, лень

·           Чувство одиночества и сложности в выстраивании коммуникаций

·           Развитие творческих способностей

·           Возрастные кризисы

·           Психологическая травма (насилие, болезнь, физическая травма, эмоциональное потрясение,  стали очевидцем или  участником ДТП)

·          Проблема поиска смысла жизни, себя в этом мире

·          Все виды зависимости (любовная, пищевая, компьютерная, токсическая, алкогольная, наркотическая) на ранней стадии формирования 

  1. Развитие детей

·           Диагностика психического развития детей и консультации родителей

·           Коррекция и развитие познавательных функции: мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия, речи

·           Неприспособленность ребенка к коллективу в образовательном учреждении

·           Нежелание учиться

·           Проблемы в выстраивании межличностных отношений

·           Проявление агрессии по отношению к детям, взрослым

·           Трудности подросткового периода    

3. Сфера семейных и партнерских взаимоотношений

(Взаимоотношения в паре, «дети-родители», «муж-жена»)

      Поиск половины

      Сложности в общении и установлении доверительных отношений (с обеих сторон)

      Если родители «не понимают»...

      Если дети «не слушаются»...

      Ревность

      Конфликты

      Развод

      Потеря близких

4.Профессиональная сфера

·           Самоопределение. Проблема выбора профессии

·           Поиск работы

·           Неудовлетворенность работой

·           Разрешение конфликтных ситуаций на работе

·           Обучение эффективному деловому общению

·           Бизнес-консультирование

·           Построение успешной карьеры

На что нужно обратить внимание родителям первоклассников в период адаптации учащихся?

01.03.2019

Период адаптации ребенка к школе может длиться от полугода до года, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, уровня сложности образовательной программы и степени подготовленности ребенка к школьной жизни.

Рекомендации для родителей первоклассников на период адаптации ребенка к школе (на какие моменты стоит обратить внимание):

·         Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

·         Как только ваш ребенок стал школьником, он гораздо больше времени  предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка самостоятельность.  Ребенок должен уметь при необходимости оставаться дома один. Научите его соблюдать основные принципы безопасности.

·         Навыки самообслуживания, необходимые ребенку в школе: он должен уметь самостоятельно переодеваться в спортивную форму, собирать портфель и т. д. Составьте вместе с ребенком список того, что нужно положить в портфель на каждый день (можно использовать картинки). Сначала вместе собирайте портфель по этому списку, но постепенно передавайте ребенку обязанность собирать портфель самостоятельно.

·         У ребенка должно быть сформировано умение организовать рабочее место, своевременно начать работу, поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

·         Некоторые дети теряются при большом скоплении детей и взрослых. В качестве тренировки время от времени берите сына или дочку на большое увеселительное мероприятие.

·         Готовьте ребенка к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Учите его не теряться, когда критикуют или - детский вариант - дразнят. Дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку (вместо фразы «Ты плохой мальчик \ плохая девочка!» скажите «Я расстроен (а) твоим поступком, потому что…. (и описывайте, что именно вас расстроило в его \ее поведении)»). Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

·         Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

·         В школе ребенок нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи?

·         Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

·         В выполнении любого дела не позволяйте останавливаться на середине. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

·         Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени при выполнении домашнего задания. По возможности включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка.

Каковы признаки успешной адаптации?

1.      Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2.      Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

3.      Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

4.      Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку.

5.       Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

Проблемы школьной адаптации у 5-классников

01.03.2019

Психологические особенности развития пятиклассника:

1.      В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками.

2.      В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений, формируется статус ученика в этой системе.

3.      На эмоциональное состояние ребенка влияет то, как складываются отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

4.      В этом возрасте повышается тревожность, появляется неуверенность.

Возможные сложности при переходе в 5-ый класс глазами пятиклассников:

·         очень много разных учителей (их надо запомнить и привыкнуть);

·         непривычное расписание;

·         много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;

·         новые дети в классе (сам ребенок новенький);

·         новый классный руководитель;

·         в средней школе дети снова самые маленькие, хотя в начальной были уже большими;

·         проблемы со старшеклассниками (в буфете, в туалете);


Проблемы школьной адаптации:


1.      Изменение условий обучения

Учась в начальной школе, ученик был ориентирован на одного учителя. Именно у него нужно было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ребенок, знал как ему помочь, ободрить, поддержать. Ребенок спокойно обучался, находясь в одном кабинете с одним учителем и все требования одинаковые. При переходе в 5-ый класс ребенок сталкивается со множественностью. Стало много учителей- предметников. Каждый предмет изучается в своем кабинете. Много новых ребят.


2.      Период адаптации осложняют разные требования учителей

Каждый учитель предъявляет свои правила и требования. Один учитель просит завести тетрадь в клеточку. Второй учитель просит помимо тоненьких тетрадей в клеточку завести печатную тетрадь. Третий учитель просит завести тетрадь — словарь.

Чем можно помочь?!

·         Увидеть «+» этих рассогласованностей. Ребенок учится учитывать все требования, соотносить их и преодолевать. А значит, учится взрослой жизни.

·         Это учит подростка строить отношения со всеми людьми, т.е. учит быть гибким.

·         Составьте совместное расписание с указанием всех особенностей выполнения задания.


3.      Отсутствие контроля

 

У ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, т.к. У учителей много классов, и запомнить особенности всех детей он не может. Поэтому у ребенка возникает ощущение, что можно похалявить и остаться в общей массе незамеченным. С другой стороны появляется безнадзорность со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка при переходе из кабинета в кабинет. Поэтому некоторые дети начинают капризничать или бегать за кл. руководителем. А других детей свобода передвижения приводит к тому, что дети нарушают школьные правила.

Чем можно помочь?!

·         Поговорите с ребенком о том, что он уже взрослый, а взрослого отличает от ребенка, конечно, некоторая свобода, но еще и ответственность за самого себя и свои поступки.

·         Будьте терпеливее к детям. Чаще спрашивайте о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий, с учетом требований предъявляемых учителем.

·         Помогите кл. руководителю организовать досуг (особенно на каникулах).

·         Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся трудностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.


4.      Практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, невыученные правила, неотработанные навыки и умения. Они накапливаются, как снежный ком. В начальной школе это сглаживалось индивидуальным подходом к ребенку. В средней школе, не усвоив тему, ребенок рискует не понять следующую. Отсюда и появляется неуспеваемость.

Чем можно помочь?!

·         Просите ребенка объяснить, как он выполнил то, или иное задание, какое правило легло в основу выполнения упражнения.

·         Если ребенок понимает все темы, а неуспеваемость остается, обратите внимание на развитие памяти, внимания, мышления.

Важно:

Продолжительная школьная неупеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением в коммуникационной сфере). Поэтому в учебных занятиях важно помочь ребенку понять его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление доверять своим возможностям и находить пути их совершенствования самостоятельно или с помощью взрослых.


Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила и ориентироваться в новых ситуациях.

 

03.04.2019

ВАЖНО ЗНАТЬ!Профессиональный психолог не дает готовых советов!

Обратившемуся за помощью человеку психолог создает условия для самостоятельного поиска выхода из сложной ситуации, опираясь на опыт, ценности и ресурсы клиента.

  Психолог поможет клиенту:

-    увидеть другие стороны его жизненной ситуации и реакции на них;

-     установить связь между чувствами и поведением, между событиями прошлого и настоящей жизнью;

-    привести к пониманию того, что обычно ускользает от его взгляда;

-    выбрать новые средства самопознания, самопринятия.

Если ребенок...

29.04.2019

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.