03.09.2021
В современных образовательных организациях все чаще встречается буллинг, именно поэтому перед администрацией, педагогами и психологами образовательного учреждения стоит ряд непростых задач: предупредить возникновение травли или определить, если буллинг уже происходит и пресечь его. В этой статье Вы прочитаете о том, что такое буллинг, как его «узнать» и какие действия необходимо предпринять, чтобы предотвратить или остановить травлю.
Что такое буллинг
Буллинг – это регулярное, преднамеренное преследование одних обучающихся другими с целью причинения психологического или физического вреда.
Травля характеризуется устойчивым распределением ролей: кто-то постоянно является преследователем (агрессором), другой все время подвергается нападкам, находится в роли жертвы. Типичным признаком буллинга считается неравномерное распределение власти или силы (агрессор имеет больше влияния на класс, чем жертва или физически сильнее).
Маркеры буллинга: как понять, что в классе происходит травля
При взаимодействии с классом или наблюдении за обучающимися, педагогу необходимо уделить особое внимание на следующие признаки травли:
1) обучающиеся редко взаимодействуют с одним и тем же одноклассником (исключение одного ученика другими из общего процесса общения);
2) один и тот же обучающийся постоянно подвергается насмешкам, в классе присутствуют «косые взгляды», обсуждение одноклассника за спиной или физическое воздействие на обучающегося, его личные вещи;
3) обучающийся постоянно находится в подавленном состоянии, проявляет признаки повышенной тревожности, неуверенности в себе;
4) ученик часто пропускает занятия, сбегает с уроков или опаздывает, приходит в класс последним (возможно, старается зайти в учебную аудиторию вместе с учителем);
5) один обучающийся постоянно выполняет просьбы/поручения другого (при этом, действия всегда односторонние, без ответного доброжелательного отношения).
Кто чаще всего подвергается буллингу
Обычно жертвами буллинга становятся обучающиеся, которые:
· отличаются от большинства (внешним видом/чертами характера/интересами и предпочтениями);
· имеют физические недостатки;
· проявляют нестандартное поведение (чрезмерно навязчивы, излишне активны или наоборот не заинтересованы в общении со сверстниками, держатся в стороне);
· не владеют некоторыми социальными навыками (не умеют общаться, используют деструктивные способы завоевания лидерства);
· испытывают трудности в обучении, поскольку часто болеют или не могут усваивать материал наравне с классом.
Если Вы заметили в Вашем классе признаки травли или увидели, что кто-то из обучающихся подходит под описание потенциальной жертвы травли, самое время предпринять необходимые действия по предупреждению или пресечению травли.
Профилактика буллинга в образовательной организации
Для предотвращения возникновения ситуации травли, необходимо сотрудничество администрации, педагога и психолога образовательной организации посредством:
· проведения мероприятий, направленных на сплочение класса;
· проведения занятий, направленных на повышение уровня коммуникативной культуры в школе;
· проведения мероприятий по созданию позитивной школьной атмосферы и безопасной образовательной среды;
· разработки правил поведения учеников (совместно с учениками);
· создания антибуллингового комитета.
Мероприятия по ликвидации буллинга в классе
Если Вы заметили признаки буллинга в классе, необходимо предпринять следующие меры.
1) Использовать программу «Класс без буллинга» (на сайте psychologia.edu.ru) для профилактики травли.
2) Проводить дополнительные мероприятия для обучающихся, в ходе которых рассказывать о том, что такое буллинг и почему его нельзя допускать.
3) Проводить родительские собрания, включающие в себя обсуждение признаков травли и методов совместной борьбы с буллингом.
4) Проводить классные часы с обучающимися, включающие в себя обсуждение правил поведения детей друг с другом (важно, чтобы школьники составили список правил сами).
5) Обращать внимание на признаки травли, давать детям возможность в безопасности информировать взрослых о буллинге.
О чем говорить с ребенком-жертвой
Обнаружив, что ребенок стал жертвой в ситуации травли, обсудите с ним, что такое буллинг. Расскажите, что вы знаете о буллинге, почему это плохо и что делать, чтобы его прекратить. Можете воспользоваться следующими фразами:
-
Никто не имеет права тебя обижать.
-
Ты не одинок, я готов тебе помочь (или найдется человек, который тебе поможет).
-
Не отвечай на оскорбления тем же, так ты показываешь, что тебя задевают слова обидчика.
-
Давай вместе подумаем, как сделать твое пребывание в школе безопасным.
-
Каждый человек заслуживает уважения и имеет как сильные, так и слабые стороны.
-
Ты не виноват(а) в том, что тебя обижают.
К тому же, очень важно убедить ребенка в том, что необходимо обратиться к психологу. Педагог-психолог, в свою очередь, должен провести комплекс индивидуальных занятий, направленных на повышение самооценки, улучшение коммуникативных и социальных навыков обучающегося.
О чем говорить с обучающимся-агрессором
Если в Вашем классе обнаружилась ситуация буллинга, важно выделить, кто является агрессором. Чаще всего агрессора можно определить по следующим признакам:
● Считают себя совершенством.
Агрессоры уверены, что обладают самыми лучшими качествами и навыками, думают, что они лучше большинства.
● Акцентируют внимание на ошибках, “неполноценности” других.
Это позволяет агрессорам сравнить себя с «неполноценными», удостовериться в собственном совершенстве.
● Всегда и всех осуждают.
Агрессоры не могут простить окружающим их промахи, цепляются к ошибкам и неудачам.
● Испытывают потребность во власти и контроле.
Таким образом агрессоры устанавливают свой авторитет, убеждаются в собственной значимости внутри класса.
● Ищут активности, не переносят тишину и покой.
Зачастую тишина и покой ведут к ощущению внутренней пустоты, а агрессоры очень боятся этого чувства.
● Презирают слабость, не терпимы к проявлению чувств других.
Агрессоры очень гордятся собственной силой, будь то сила духа или сила физическая, поэтому, видя проявление слабости у других людей, агрессоры испытывают с одной стороны раздражение, с другой чувство собственного превосходства.
● Проявляют лицемерие и двуличие: невозможно понять истинное отношение агрессоров к жертвам.
Агрессоры – прекрасные манипуляторы, которые готовы сделать все, чтобы в глазах окружающих выглядеть «положительными персонажами», оправдать свое агрессивное поведение.
● Требуют к себе повышенного внимания, играют роль мученика.
Чаще всего, агрессоры считают, что все вокруг должны видеть, насколько они совершенны и «восхвалять» их.
● Проявляют эмоциональную незрелость.
Инфантильность не является основной чертой агрессоров, но часто входит в комплекс основных черт агрессоров.
● Искажают факты, говорят неправду, даже если ее можно легко опровергнуть.
Будучи убежденными в собственной правоте, агрессоры уверены, что способны всех «обвести вокруг пальца».
О чем говорить с обучающимся-агрессором
1) Сообщите, что насилие – это не метод решения проблем и точно не лучший способ удовлетворения потребностей.
2) Расскажите, что травлю нельзя оправдать никакими обстоятельствами: ни шутками, ни «проверкой на прочность».
3) Поговорите о правилах ненасильственного взаимодействия с окружающими, обсудите, что можно сделать, чтобы конструктивно удовлетворить потребности в лидерстве и внимании.
4) Спросите, подвергался ли травле сам агрессор. Нередко такой способ взаимодействия обучающиеся-агрессоры перенимают из семьи.
5) Обсудите с обучающимся возможные последствия его агрессивного поведения (если Вы имеете дело с физическим насилием, расскажите об уголовной ответственности).
Важно понимать, что буллинг – это проблема, которую можно решить только сообща, когда администрация, педагогический коллектив и родители действуют вместе! Помните: дети нуждаются в вашем участии!
педагог-психолог Регионального ресурсного центра
по психолого-педагогическому сопровождению
Черепанова Алина Игоревна,
г. Екатеринбург