17.03.2022
В статье – четыре рекомендации для
родителей, которые помогут отвлечь детей от гаджетов. Советы практикующего
психолога позволят родителям уменьшить тревожность, когда школьники проводят
много времени в виртуальной реальности, а также переключить детей
на другие занятия. Еще есть памятка, чтобы помочь ребенку проводить меньше
времени в гаджета
Родителям удобно, когда дети играют
с гаджетами. Школьники спокойны и увлечены, а родители
в этот момент могут заняться своими делами. Но через некоторое время
взрослые замечают, что дети все больше времени проводят в виртуальной
реальности. Тогда у родителей появляется тревожность. Они беспокоятся, что
у ребенка может появиться зависимость от гаджетов. В таком
случае родители могут прийти в школу и обратиться за советом
к педагогам.
Есть ситуации, которые должны вызывать беспокойство, когда
ребенок проводит много времени в виртуальной реальности. Например, если
школьник все время находится в гаджетах. Причем такой ребенок часто
не имеет увлечений, отказывается общаться со сверстниками
в реальной жизни, не хочет ходить в школу и даже забывает
о необходимых вещах – еде или сне.
Если ребенок
проводит свободное время в гаджетах, но при этом учится, общается
со сверстниками, посещает кружки или секции, помогает в домашних
делах, то успокойте родителей. Ведь виртуальная реальность постепенно
становится частью нашей жизни. И такая ситуация не должна вызывать
сильное беспокойство у родителей.
Подарите ребенку новые впечатления
Родителей устраивает, когда все дни проходят
по одному сценарию: ребенок гуляет в одних и тех же местах,
занимается одними и теми же делами. Причиной недостатка новизны могут
быть кружки и занятия, которые не соответствуют интересам или
возрасту школьника.
Когда дома отсутствуют книги или родители
не читают и не обсуждают их с детьми, ребенок
не стремится проводить свободное время за чтением. Ему это
неинтересно. Иногда книги в семейной библиотеке не соответствуют
возрасту ребенка, что также приводит к потере интереса к чтению.
К игровой зависимости может привести
и чрезмерная забота родителей. При первой неудаче школьника, они делают
все за него. Родители не дают ребенку пробовать, рисковать
и ошибаться. Ученик не сталкивается с трудностями и не пробует
новое.
К игровой зависимости может
привести и чрезмерная забота родителей
Что порекомендовать родителям. Посоветуйте родителям разнообразить повседневную
жизнь ребенка. Предложите придумать различные занятия дома
и на улице. Например, можно обсудить или изготовить что-то новое,
заняться творчеством. У школьника должна быть возможность контактировать
с разными людьми: ровесниками и взрослыми.
Следует увеличить количество новых событий
в жизни ребенка. Если у родителей есть материальные возможности
и складывается благоприятная эпидемиологическая ситуация, предложите
отправиться в путешествие или дом отдыха. Также можно посетить пробные
занятия в студиях и кружках. Если школьнику понравится,
он захочет посещать их на постоянной основе.
Если материальные возможности родителей ограничены, можно посещать бесплатные мастер-классы или пешеходные экскурсии. Еще можно предложить школьнику поучаствовать в бесплатных психологических занятиях.
Можно попросить ребенка помочь приготовить
обед или помочь в ремонте какой-нибудь техники. Можно устроить пикник,
сходить на рыбалку или за грибами. Порекомендуйте предоставить
школьнику возможность заниматься чем-то самостоятельно. Например, пусть
не следит за порядком во время творческих занятий и пробует
новое.
Разговаривайте с ребенком
и разрешайте ему общаться с ровесниками
Если родители взаимодействуют с ребенком только
в бытовых ситуациях, то ему может не хватать общения
с ними. Родители не разговаривают содержательно
и не отвечают на вопросы. Например, когда вместо ответов
школьник получает высказывания, такие как «так надо», «потому что», «отстань»
или «иди к папе с этим вопросом».
Дефицит общения возникает и в ситуации,
когда родители не проводят время с ребенком, часто отвлекаются
и уходят. Когда школьник вынужден следить за младшим братом или
сестрой и выполнять родительские бытовые обязанности, у него появляется
недостаток общения со сверстниками.
Иногда родители оценивают увлечения и занятия
своего ребенка как странные, глупые и бесполезные. Вместо этого они
перегружают его развивающими и учебными занятиями. У ребенка
не хватает времени на деятельность, которая ему нравится.
Что порекомендовать родителям. Электронные игры в какой- то степени
диалогичны, поэтому они привлекают детей, которые испытывают одиночество.
Посоветуйте родителям больше разговаривать со своим ребенком.
Не нужно проявлять негатив по отношению к нему: ругать, поучать
и уговаривать.
Родителям в разговоре не следует
фокусироваться на обязанностях ребенка или домашних правилах. Лучше
говорить о жизни и других людях. Общаться не с целью
чему-то научить или от чего-то предостеречь.
Нужно больше взаимодействовать с ребенком,
спрашивать о чем-то или советоваться. Порекомендуйте родителям выслушать
своего ребенка до конца, реагировать не на форму,
а на содержание слов. Следует расширить количество тем для диалога,
а членам семьи больше времени проводить вместе.
Пусть родители поддержат желание школьника общаться
со сверстниками. Для этого нужно расспросить об одноклассниках
и друзьях, о хороших и плохих отношениях в окружении
ребенка. Главная задача – воздержаться от прогнозов, которые напугают
школьника или обесценят ровесника в его глазах. Например, «Никто
с тобой общаться не будет!» или «Они все ужасные!». Чтобы ребенок
расширил круг общения, нужно разрешить ему посещать места, где собираются его
сверстники.
СПРАВКА
ВОЗ признала зависимость
от видеоигр заболеванием и включила его в новое издание
Международной классификации болезней. Документ вступил в силу с 1
января 2022 года
Установите эмоциональный контакт
с ребенком
Ребенок с зависимостью – всегда тот, кто
в глазах родителя не очень хорош. Ему кажется, что его видят
неудачником, которого нужно переделывать и контролировать. Ведь родители
считают, что хороший ребенок – это послушный ребенок. Они требуют, чтобы
школьник не мешал, занимался чем-то самостоятельно и не нарушал
порядок. Эмоционально неблагополучный ребенок уходит в игру
от родительского разочарования и несчастливости повседневного мира.
Что порекомендовать родителям. Посоветуйте родителям проявлять больше внимания
и интереса к школьнику. Не нужно критиковать или оценивать его.
Лучше спросить, что ребенок чувствует, почему выбрал то или иное занятие.
Родителям следует избегать вопросов, которые доказывают их правоту.
Например: «Опять отвлекаешься?», «Ты что, еще не сделал?!».
Предложите родителям помочь школьнику чувствовать себя
успешным. Для этого нужно одобрять и поддерживать ребенка,
но не преувеличивать его достижения. Также следует выражать радость
от общения и проявлять интерес к его делам. Родителям следует
выражать эмоции по отношению к ребенку: проявлять любопытство или
выражать сочувствие.
Зачастую для школьника игра – единственный способ
выразить негативные эмоции, который разрешают родители. Не нужно запрещать
ему злиться. Лучше научить выражать агрессию способами, которые приемлемы.
Договоритесь с ребенком
о границах и правилах
Ребенок не понимает, можно или нельзя играть
с гаджетом, если родители не могут ясно выразить свое отношение
к этому. Например, требуют прекратить игру, только когда злятся.
В семье могут разрешать школьнику играть
в качестве поощрения и запрещать, если он нарушает правила.
Также, когда родители не могут остановить игру ребенка, они меняют решение
в ответ на его негативные эмоции. Все это говорит о том, что
четких правил нет.
Что порекомендовать родителям. Чтобы избежать стихийного воспитания, предложите
родителям сформулировать и записать правила и требования, которые они
хотят предъявить ребенку. Следует быть краткими. Три четких и реализуемых
правила лучше, чем тридцать три, которые зависят от настроения взрослых.
Когда родители будут формулировать требования, пусть
отталкиваются от обязательных ежедневных дел и действий, которые
категорически запрещены. Придерживаться этих правил нужно всем членам семьи вне
зависимости от настроения или усталости.
Посоветуйте родителям вместе с ребенком выбрать
и использовать один вид поощрения и один вид наказания, которые
не связаны с электронной игрой и не унижают школьника.
Лучше спросить напрямую, какую родительскую реакцию он ожидает в ответ
на нарушение правил и чего хотел бы в качестве поощрения.
Пусть родители используют однозначные и понятные
высказывания, чтобы выразить свое отношение к ребенку. Свое пожелание
взрослые должны обозначать твердо, но спокойно и ясно. Например:
«Я прошу тебя прекратить это делать», «Остановись», «Доделай», «Убери».
Родителям нужно избегать риторических
и двусмысленных высказываний. Например, таких фраз, как «Да что
ты делаешь!», «На что это похоже?», «Что же это такое?»,
«Когда же ты наиграешься?» или «Ты что, самый умный?».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2022
Дата обновления: 17.03.2022
Дата публикации: 17.03.2022