МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

03.02.2025

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по порядку оформления доклада о результатах проверки соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области
и муниципальными служащими ограничений, запретов и требований
о предотвращении или урегулировании конфликта интересов

   

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях выработки единого подхода к оформлению результатов проверки соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области (далее – государственные служащие) и муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных законодательством о государственной гражданской службе, муниципальной службе и о противодействии коррупции (далее – проверка).

Проверка завершается докладом, который представляется лицу, принявшему решение о ее проведении, в соответствии с частью первой пункта 17 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ (далее – Указ Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10‑УГ), или
в соответствии с частью первой пункта 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Свердловской области, и муниципальными служащими в Свердловской области, и соблюдения муниципальными служащими в Свердловской области требований к служебному поведению, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ (далее – Положение о проверке сведений, представляемых муниципальными служащими).

Проверка может быть проведена только в отношении лиц, замещающих должности, на которые распространяются обязанности по соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов. В силу особенностей правового статуса граждан, претендующих на замещение соответствующих должностей, проверка соблюдения ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов законодательством не предусмотрена.

Если служащий уволился в ходе осуществления проверки или после завершения проверки, но до принятия решения о применении к нему взыскания
за совершенное коррупционное правонарушение, подготавливается доклад
о невозможности завершения такой проверки или привлечения проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения, в зависимости от того, что стало препятствием для завершения проверки.

В случае увольнения служащего в ходе осуществления проверки либо после ее завершения, но до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение доклад, предусмотренный частью первой пункта 17 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ (далее – Положение о проверке сведений, представляемых государственными служащими), и частью первой пункта 16 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых муниципальными служащими, рекомендуется направлять в органы прокуратуры Российской Федерации вместе с материалами, полученными в ходе ее осуществления.

Федеральное и областное законодательство, методические рекомендации Минтруда России не содержат форму или требования к оформлению доклада по результатам проверки. В этой связи оформлять доклад рекомендуется с учетом Правил подготовки документов Губернатора Свердловской области, Правительства Свердловской области и Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, утвержденных Указом Губернатора Свердловской области от 26.03.2019 № 148-УГ.

Доклад состоит из реквизитов, вводной, описательной и мотивировочной частей.

1. Реквизиты включают:

1) информацию об адресате, которым является лицо, принявшее решение о проведении проверки;

2) заголовок доклада, например,

«ДОКЛАД

о результатах проверки соблюдения ограничений, запретов и требований

о предотвращении или урегулировании конфликта интересов»);

3) дату подписания доклада;

4) подпись уполномоченного лица, включающую полное наименование его должности, инициалы, фамилию и его личную подпись.

2. Вводная часть состоит из:

1) реквизитов правового акта, которым принято решение о проведении проверки;

2) источника информации, послужившей основанием для осуществления проверки (информация прокуратуры Свердловской области, справка о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего, проведенный кадровой службой и пр.);

3) материалов и документов, проанализированных в рамках проверки.

Например, «В соответствии с приказом <указывается исполнительный орган государственной власти Свердловской области> от <дата, номер и наименование правового акта о проведении проверки> <наименование структурного подразделения исполнительного органа государственной власти Свердловской области, проводившего проверку> в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ, проведена проверка соблюдения ограничений, запретов и требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов <должность и ФИО лица, в отношении которого проведена проверка>.

Основанием для осуществления проверки является информация, полученная в ходе анализа справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за <…> год <ФИО лица, в отношении которого проведена проверка>.

В ходе проверки проанализирована справка о доходах <ФИО лица, в отношении которого проведена проверка> с учетом:

1) приказа <исполнительный орган государственной власти Свердловской области> от <дата и номер правового акта> «О возложении служебных обязанностей …»;

2) должностного регламента <ФИО лица, в отношении которого проведена проверка> от <дата>;

3) договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств
от <дата и номер договора>;

4) письменных пояснений <ФИО лица, в отношении которого проведена проверка>;

5) информации Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловской области от <дата и номер письма>;».

Приведенный перечень материалов и документов, подлежащих анализу в рамках проверки, не является исчерпывающим.

3. Мотивировочная часть включает последовательное краткое изложение:Хочу такой сайт

1) установленных в ходе проверки времени и обстоятельств совершения служащим коррупционного правонарушения;

2) содержания документов и пояснений, имеющих значение для подтверждения или опровержения возможного совершения служащим коррупционного правонарушения, ссылки на правовые акты и руководящие методические документы.

Необходимость указания в докладе даты совершения коррупционного проступка или периода, в который он совершен, в случае невозможности установить точную дату, объясняется предусмотренными в федеральном и областном законодательстве границами временного интервала, который подлежит проверке – три года, предшествующие поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки.

При использовании норм правовых актов рекомендуется обеспечить точность их воспроизведения, для облегчения восприятия текста предлагается вводить сокращения. Содержание документов, информации из государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций
в тексте доклада передается кратко. Пояснения излагаются от третьего лица и содержат, в том числе ответы на вопросы, предусмотренные пунктом 2.6.2 Методических рекомендаций по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, доведенных письмом Минтруда России от 05.11.2020
№ 18-2/В-757 (далее – Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц).

Несмотря на отсутствие законодательно определенной формы доклада, требования к его отдельным структурным элементам содержатся в Методических рекомендациях Минтруда России.

Например, в соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций
по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц, и
сходя из предусмотренного нормативного определения конфликта интересов, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, в докладе необходимо отразить одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) наличие личной заинтересованности;

2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности. Должностное лицо обладает необходимыми для исполнения должностных обязанностей полномочиями, которые, в частности, выражаются в его праве принимать управленческие решения или участвовать
в принятии таких решений, в том числе участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов, локальных актов организаций и т.д.;

3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий (далее – связь).

На практике для оценки личной заинтересованности анализируется возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами,
с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.

Например, личную заинтересованность начальника управления,
в подчинении которого находится муж сестры супруги, образует возможность получения дохода сестрой его супруги в качестве общего семейного дохода
в результате принятия решения об установлении размера премии.

Для установления фактического наличия у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности анализируются правовые акты и иные документы (должностной регламент, должностная инструкция, положение
о государственном органе, органе местного самоуправления, о структурном подразделении органа или организации и т.д.), определяющие круг полномочий
и должностных обязанностей должностного лица, а в случае отсутствия таких актов и документов анализу подвергаются фактически осуществляемые полномочия и обязанности, в том числе конкретные решения должностного лица, которые могут выражаться в виде резолюций, поручений, распоряжений, протоколов совещаний и пр.

Связь, как правило, подтверждается пояснениями и документами, свидетельствующими о реализации или о возможной реализации должностным лицом полномочий и получением или возможностью получения доходов, выгод
им самим и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность.

В частности, такая связь образуется, когда руководитель отдела органа государственной власти в силу возложенных на него обязанностей согласовывает акты сдачи-приемки выполненных работ и счетов-фактур возглавляемой его супругой организации, осуществляющей выполнение работ по договорам субподряда с организациями-победителями конкурсов на выполнение работ для указанного органа государственной власти.

Для ознакомления с примерами построения мотивировочной части доклада рекомендуется обратиться к Обзорам практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов № № 3–5, размещенных на официальном сайте Минтруда России и в СПС «Консультант+».

Не менее распространенными являются проверки соблюдения служащими ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законодательством о противодействии коррупции, о государственной гражданской и муниципальной службе.

В мотивировочной части доклада, подготовленного по итогам таких проверок, рекомендуется точно указывать, когда и какое именно ограничение не соблюдено служащим либо не исполнены запрет или обязанность.

Например, «В нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <ФИО>, замещающий в соответствии с приказом <исполнительный орган государственной власти Свердловской области, принявший приказ, дата, номер и наименование> должность <указывается замещаемая должность государственной гражданской службы Свердловской области>, в период с <указывается период>, осуществлял управление <организационно-правовая форма и наименование организации>, которая в соответствии с уставом организации и пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к коммерческим организациям.».

Как следует из пункта 27 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений
и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, направленных письмом Минтруда России от 15.04.2022 № 28-6/10/П-2479, в докладе должны содержаться обоснования решения, предлагаемого
к принятию уполномоченным должностным лицом, исходя из анализа нарушения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Мотивировочная часть доклада в соответствии с подпунктом 2 части второй пункта 17 Положения о проверке сведений, представляемых государственными служащими, и подпунктом 2 части второй пункта 16 Положения о проверке сведений, представляемых муниципальными служащими, завершается одним из следующих предложений:

1) о применении мер юридической ответственности;

2) об отсутствии оснований для применения мер юридической ответственности;

3) об указании на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

4) о представлении материалов проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Например, «Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 17 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ «О некоторых вопросах организации проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения ограничений и требований к служебному поведению», предлагается установить, что <ФИО лица, в отношении которого проведена проверка> не исполнил (-а) обязанность, предусмотренную частью 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не направив сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в порядке, предусмотренном <вид, дата, номер и наименование нормативного правового акта государственного органа Свердловской области, определяющего порядок сообщения о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов> и представить материалы проверки в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.».

После завершения подготовки доклад представляется лицу, принявшему решение о проведении проверки, для принятия соответствующего решения. Служащий должен быть ознакомлен с результатами проверки по ее окончании.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.02.2025

Дата обновления: 03.02.2025

Дата публикации: 03.02.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».