Положение о внутришкольном контроле МАОУ ПГО СОШ №13 с УИОП

МАОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углубленным
изучением отдельных предметов»

УТВЕРЖДЕНО:

о внутришкольном контроле
МАОУ ПГО «СОШ №13 с УИОП»

Общие положения.

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации» (п/п. 13 п. 3 ст.28 № 273 - ФЗ), Уставом
школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля администрацией.
Внутришкольный контроль (далее -В Ш К ) - главный источник информации и
диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов
деятельности образовательного учреждения. Под ВШК понимается проведение
членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществленных в
порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением
работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ,
субъектов РФ, муниципалитета, школы в области образования.
Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него свои изменения и дополнения в течение учебного года.
Целью внутришкольного контроля является:

- совершенствование уровня деятельности общеобразовательного учреждения;
- повышение профессионализма педагогических работников;
- улучшение качества образования в школе.
Задачи внутришкольного контроля:

- осуществление контроля над исполнением законодательства в
области
образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативно- правовых актов и принятие мер по их пресечению;
- анализ
причин,
лежащих в
основе
нарушений, принятие мер
по
ихпредупреждению;
- анализ
и
экспертная оценка
эффективности результатов
деятельностипедагогических работников;
- инструктирование должностных лиц по вопросам применения действующих в
образовании норм и правил;
1

- изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и
положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на
этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение
педагогического опыта;
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений в школе;
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе
контроля.
Функции внутришкольного контроля:

— информационно-аналитическая;
— контрольно-диагностическая;
— коррективно-регулятивная.
Директор школы и (или) по его поручению заместители директора вправе
осуществлять ВШК результатов деятельности работников по вопросам:
-соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
-использования финансовых и материальных средств
в соответствии с
нормативами и по назначению;
- использование методического обеспечения в образовательном процессе;
-реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдение утвержденного календарно-тематического планирования;
-соблюдение Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных
локальных актов школы;
-соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и
текущего контроля успеваемости;
-соблюдения своевременности предоставления отдельным категориям
обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения,
предусмотренных законодательством РФ и правовыми актами органов местного
самоуправления;
-работы школьной столовой и медицинского кабинета в целях охраны и
укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
-другим вопросам в рамках компетенции директора школы.
При оценке учителя в ходе ВШК учитывается:
- качество учебно-воспитательного процесса на уроке;
-выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение
материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
-уровень знаний, умений и навыков и развитие учащихся;
- степень самостоятельности учащихся;
- дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
-создание условий,
обеспечивающих
процесс
обучения, атмосферы
положительного микроклимата;
-способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю
результатов педагогической деятельности;
-умение обобщать свой опыт;
-умение составлять и реализовать план самообразования.
Методы контроля деятельности учителя:
2

-

анкетирование;
наблюдение;
изучение документации;
самоанализ уроков;
результаты учебной деятельности учащихся.

Методы контроля результатов учебной деятельности:

-

наблюдение;
устный опрос;
письменный опрос;
письменная проверка знаний (контрольная работа, срез)
комбинированная проверка;
беседа, анкетирование, тестирование;
проверка документации.
ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга.
ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным
планом-графиком,
который
обеспечивает
периодичность
и
исключает
нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов
педагогического коллектива в начале учебного года.
ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления
фактов и проверки сведения о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и
их родителей или других граждан, организаций, урегулирование конфликтных
ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и
анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для
эффективного решения задач управления качеством образования (результаты
образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организаций
питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно­
методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.).
Виды ВШК:

- предварительный - предварительное знакомство;
- текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным
процессом;
- итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть,
голугодие, учебный год.
Формы внутришкольного контроля:

-

персональный;
тематический;
классно-обобщающий;
комплексный.

Правила внутришкольного контроля:

ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители
поучебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, учителя
высшей или первой квалификационной категории, другие специалисты;
Директор издает приказ (указание) о сроках проверки, теме проверки,
з

устанавливает срок предоставления итоговых материалов, план-задание;
План-задание устанавливает вопросы конкретной проверки и обеспечивает
достаточную информированность и сравнительный анализ результатов ВШК для
подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или
должностного лица;
Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна
превышать 10 - 14 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других
мероприятий;
- Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к вопросу ВШК;
Анкетирование
обучающихся
проводится
по
согласованию
с
психологической иметодической службой школы.
При проведении планового контроля не требуется дополнительного
предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля;
В экстренных случаях директор и его заместители по учебновоспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного
предупреждения;
При проведении оперативных проверок педагогический работник
предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;
Основания для внутришкольного контроля:

-

заявление педагогического работника на аттестацию;
плановый контроль;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в
областиобразования.

Результаты внутришкольного контроля:

- оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах ВШК или
доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или в иной форме,
установленной в школе, издается приказ директора школы;
- информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с
момента завершения проверки под роспись (ознакомлен)
- результаты ВШК доводятся до сведения коллектива и могут учитываться при
проведении аттестации педагогических работников
О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их
родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций,
сообщается им в установленном порядке.
Персональный контроль

Персональный контроль - это контроль преподавательской деятельности,
методического
уровня учителя в целом или какой-либо стороны его деятельности.
В ходе персонального контроля руководитель изучает:
- уровень знаний учителем
современных достижений психологической и
педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;
- уровень овладения учителем технологиями обучения, наиболее
эффективнымиформами, методами и приемами обучения;
результаты работы учителя и пути их достижения;
4

повышение профессиональной квалификации через различные формы
обучения.
При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:
знакомиться с документацией в соответствии с функциональными
обязанностями: тематическим планированием, поурочными планами, классными
журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских
собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
изучать практическую деятельность педагогических работников школы
через посещение, анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков,
факультативов, секций;
проводить экспертизу педагогической деятельности;
проводить мониторинг образовательного процесса с последующим
анализом на основе полученной информации;
организовывать социологические, психологические, педагогические
исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
делать выводы и принимать управленческие решения.
Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно ознакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или
вышестоящиеорганы УО при несогласии с результатами контроля.
По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется
справка.
Тематический контроль.

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
школы.
Содержание
тематического
контроля
может
включать
вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки
учащихся, уровень сформированности общеучебных умений и навыков, активизации
познавательной деятельности, в работе над методической темой, школьной
документацией и др.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику
технологий обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров
педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с проблемно-ориентированным
анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития
образования в городе, регионе, стране.
Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами,
сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы
школы.
В ходе тематического контроля.
- проводят тематические исследования (анкетирование, тестирование)
психологической, социологической, медицинской службами школы;
5

- осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного
руководителя, руководителя кружков и секций, деятельности учащихся через
посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ
школьной документации.
Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или
справки.
Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля
на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях
методических объединений.
По результатам тематического контроля применяются меры, направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышения качества знаний,
уровня воспитанности и развития учащихся.
Результаты тематического контроля ряда педагогов могут быть оформлены
одним документом.
Классно-обобщающий контроль

Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или
параллели.
Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.
В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс
учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:
- деятельность всех учителей;
- включение учащихся в познавательную деятельность;
- привитие интереса к знаниям;
- стимулирование
потребности
в
самообразовании,
самоанализе
самосовершенствовании, самоопределении;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- социально-психологический климат в классном коллективе.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года,
полугодия или четверти.
Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной
изучения в соответствии с выявленными проблемами.
Члены педколлектива знакомится с объектами, сроком, целями, формами и
методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с планом
работы школы.
По результатам
классно-обобщающего
контроля проводятся малые
педагогические советы, совещания при директоре, классные часы, родительские
собрания.
Комплексный контроль.

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии дел и состоянии учебно-воспитательного процесса в школе в целом по
конкретному вопросу.
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов
6

администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих
учителей школы, под руководством одного из членов администрации.
Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план
проверки, распределить обязанности между собой.
Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются
сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом
проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не
менее чем за месяц до ее начала.
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой
директором школы издается приказ (контроль, за исполнением которого возлагается
на одного из членов администрации) и проводится педсовет, совещание при
директоре.
При получении положительных результатов данный приказ снимается с
контроля.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».