03.11.2021
Утверждены тематические направления
итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения
2020/21 учебного года fipi.ru
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление
о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать
о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей,
дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях
во времени и в пространстве, о теме дороги
в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути
научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена
не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы
сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути
обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого
себя и других людей.
Обращение
к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной
литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит
рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности
и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление
заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации,
надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут
способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения
с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут
импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса
на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно
актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят
задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса,
о благих и трагических последствиях развития технологий,
о способах достижения равновесия между материально-техническими
завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской,
научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как
мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс,
в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение
к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных
открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии
и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление
предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные
и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона,
совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят
анализировать и оценивать поступки человека с правовой
и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких
проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления
для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести
и др.
Многообразны литературные
источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения
(юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной
проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная
литература, в которой особое место занимает роман «Преступление
и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения
которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление
позволяет высказаться о произведении различных видов искусства
(литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или
документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются
читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст
собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора
произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение
изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность
проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок
автора и выпускника.
Высказываясь
о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления
жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных
текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также
из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление
сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова,
200-летие со дня рождения которого отмечается в конце
2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом
понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной
ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах
социальных пороков и способах их устранения, о необходимости
помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях
совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений,
ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят
соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор
и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого
направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной,
исторической, психологической, философской литературы и публицистики,
обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную
позицию.